Движение - это жизнь

(843)564-61-83
564-62-82

режим работы с 8.30 - 17.00 Республика Татарстан
г.Казань ул.Восход д.23А пом.1

 

 

Главная \ ЗА ЧЕСТНЫЕ ЗАКУПКИ

ЗА ЧЕСТНЫЕ ЗАКУПКИ

В Самаре состоялся антикоррупционный форум ОНФ по Приволжскому федеральному округу

Опубликовано: 10:35 / 20.05.2015
В Самаре состоялся антикоррупционный форум ОНФ по Приволжскому федеральному округу

Антикоррупционный форум проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» по Приволжскому федеральному округу собрал в Самаре заказчиков, представителей бизнеса, экспертов проекта, специалистов института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий, журналистов и всех тех, кому небезразлична тема прозрачности системы государственных закупок в Приволжском федеральном округе.

«Основная цель нашего форума – привлечь в проект «За честные закупки» новых активистов. Сегодня очевидно, что борьба с коррупцией без общественного контроля невозможна. Любой гражданин, кому небезразлична судьба страны, будущее его города, семьи, может стать активистом нашего проекта», – сказал руководитель проекта «За честные закупки» Антона Гетта.

В работе форума приняли участие активисты региональных отделений ОНФ, общественных объединений, представителей органов исполнительной власти, бизнес-сообщества – всего почти тысяча человек из 12 регионов Приволжья, более 50 представителей СМИ.

«Форум демонстрирует возможности проекта «За честные закупки», – сказал активист ОНФ в Самарской области Вадим Нуждин. – Мы реагируем на поступающие сигналы. Все представленные факты, связанные с расточительством или коррупцией при госзаказах в регионе, эксперты проекта тут же принимают в работу. Чем выше будет активность граждан, тем рачительнее будет расходоваться бюджет».

Активисты проекта на специализированной сессии «Как и зачем контролировать расходы закупщиков и госкомпаний?» обсудили различные варианты нелегальных схем и систему анализа информации на сайте госзакупок.

Специализированная сессия для представителей заказчиков «Эффективная экономия – как снизить расходы бюджета и улучшить качество исполнения контрактов» была посвящена развитию системы госзаказа, общественному контролю при осуществлении закупок и последним изменениям в законодательстве.

Участники сессии «Журналистское расследование в сфере государственных закупок» обсудили вопрос о необходимости господдержки СМИ.

В свою очередь гости сессии «Для представителей бизнеса» оценили доступность информации на сайте госзакупок для общественного контроля и инструменты, используемые активистами для выявления сомнительных лотов.

При подведении итогов участники мероприятия обменялись мнениями об эффективности проведения подобных форумов в регионах, поскольку сегодня дискуссионные площадки объединили всех, кто готов словом и делом бороться с коррупцией и расточительством при расходовании бюджетных средств.

Результаты мониторинга обеспечения инвалидов средствами реабилитации ОНФ представит на форуме по здравоохранению

Опубликовано: 15:00 / 29.04.2015
Результаты мониторинга обеспечения инвалидов средствами реабилитации ОНФ представит на форуме по здравоохранению

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в ряде регионов в 2015 г. существенно ухудшилось. Такой вывод делают активисты и эксперты ОНФ, опираясь на сигналы, поступающие в ОНФ из субъектов РФ, и данные местных СМИ. Народный фронт проведет общероссийский мониторинг обеспечения инвалидов средствами реабилитации, его результаты будут представлены на предстоящем в июне Форуме по здравоохранению.

«В ОНФ поступает множество жалоб инвалидов и их родственников на плохое обеспечение техническими средствами реабилитации (ТСР). Это подтверждается публикациями в СМИ, которые сообщают, что проблемы, в том числе с закупками подгузников и абсорбирующего белья, наблюдаются в 31 регионе уже на протяжении нескольких месяцев», – отметил научный руководитель Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко.

Эксперты ОНФ напоминают, что на обеспечение инвалидов средствами реабилитации из федерального бюджета по программе «Доступная среда» было выделено 34,9 млрд руб. Но по-прежнему средства реабилитации получают далеко не все нуждающиеся. Это подтверждают данные исследования Центра независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ, проведенного в феврале этого года. У представителей 150 профильных организаций (региональных обществ инвалидов, представителей общественных объединений пациентов, сотрудников реабилитационных центров и волонтерских организаций) спросили, улучшилось ли обеспечение ТСР в последнее время. Треть участников опроса ответили отрицательно. Почему это происходит?

«Ситуация с ТСР достаточно сложная. Функции по обеспечению ТСР с 1 января 2015 г. в некоторых регионах, например, в Московской области, были переданы ФСС от соцзащиты. При соцзащите можно было самостоятельно приобрести средства реабилитации и получить компенсацию от государства - лично я получал всё в полном объеме», - рассказал председатель правления Московской областной организации инвалидов «Колесница» Игорь Гундеров. Он пояснил, что в его организации есть люди, которые недополучили полагающиеся им ТСР, и это им должен компенсировать Фонд соцстраха.

«Еще одна проблема – сейчас поставщики неохотно идут на аукционы. Их не устраивает докризисная цена, по которой ФСС готов закупать ТСР. Если раньше, до роста валют, инвалидная коляска стоила 100 тыс. руб., то затем стала стоить 250 тыс. руб. Поставщикам стало неинтересно продавать по старой цене», – считает Гундеров.

Того же мнения помощник губернатора Волгоградской области по делам инвалидов Александр Олейников. «Поскольку цены на ТСР, которые делаются из импортных материалов, зависят от доллара, после роста валют они существенно выросли. А ФСС может поднять цену только на 11,7%, заложив уровень инфляции. Получается, что Фонд просто стал не в состоянии закупать средства реабилитации. Какой выход? Развивать импортозамещение», – делает вывод Олейников.

Но дело не только и не столько во внешних причинах. «Вызывают недоумение ссылки на нехватку средств для обеспечения инвалидов средствами реабилитации. Например, на круглом столе ОНФ на тему ТСР, состоявшемся в Екатеринбурге в апреле, управляющий Свердловским отделением ФСС Роза Зеленецкая заявила, что финансирование закупок ТСР осуществляется в этом году только на 40% от бюджета 2015 г. Это трудно объяснить, так как финансирование расходов на приобретение средств реабилитации на федеральном уровне в этом году не сокращалось. Более того, в связи с курсовой разницей в резерве на эти цели заложено дополнительно 10 млрд руб. Так что если денег действительно не хватает, это должно заинтересовать Счетную палату и правоохранительные органы», – считает Александр Лысенко.
По мнению экспертов, важной причиной ухудшения обеспечения инвалидов средствами реабилитации является ограничение конкуренции в сфере поставщиков ТСР. Это подтверждает исследование, проведенное экспертами проекта ОНФ «За честные закупки». Были проанализированы 4,7 тыс. закупок (впитывающие изделия, протезы, кресла-коляски), осуществленных в 2014 г. на общую сумму 9 млрд 362 млн руб., что соответствует почти половине средств, выделенных на приобретение ТСР из федерального бюджета.

Выяснилось, что группа из пяти ведущих поставщиков кресел-колясок (компании «Отто Бокк Мобилити», «Инваторг», «Реамед», «ТехноТрейд», «АПРЕЛЬ») выиграла тендеры в общей сложности на 769,1 млн руб. при общей сумме закупок этих изделий на 1 млрд 158,6 млн руб. (Перечисленные компании занимают 66% рынка кресел-колясок, из которых 40% приходится на «Отто Бокк Мобилити»).

Подобная ситуация сложилась и с впитывающими изделиями, где другая пятерка компаний («Форпост», «Северо-Западный центр здоровья», «Радуга», «ТТСК» и «Медконтракт»), занимающая 30% от общего объема рынка впитывающих изделий, выиграла большинство тендеров. В результате в обоих случаях от госзаказов оказались отстраненными другие производители, а от инвалидов стали поступать жалобы на качество ТСР.

В 2014 г. ОНФ обращал внимание правительства, надзорных и правоохранительных органов на грубые нарушения в практике закупок ТСР региональными подразделениями ФСС. Так, в сентябре Краснодарское региональное отделение ФСС провело два тендера на поставку памперсов и абсорбирующего белья для инвалидов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов на общую сумму около 133 млн руб. К продукции заказчик предъявил требования, которым, по мнению экспертов ОНФ, может соответствовать товар только двух фирм, причем иностранных, турецкой Paksel и европейской Tena. А в ноябре стало известно, что компания, выигравшая тендер на поставку ТСР для Южного федерального округа, не смогла качественно выполнить условия договора. Руководство ростовского регионального отделения ФСС сообщило ОНФ, что получает жалобы от инвалидов на низкое качество закупленной продукции.

«Мы постоянно получаем информацию из регионов о проблемах, связанных с выделением технических средств реабилитации инвалидов. Люди рассказывают, что им с трудом удается получить необходимое, что средства по своим характеристикам не соответствуют тому, что нужно инвалидам. Поэтому планируем в ближайшее время провести федеральный мониторинг этой проблемной ситуации», – сообщила председатель координационного совета всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России» Яна Лантратова.

Эксперты ОНФ считают, что ситуация со сбоями в получении инвалидами ТСР нуждается в тщательном анализе и оперативных действиях по ее исправлению.
«Зачем инвалиду удобный пандус, если у него нет удобной коляски? Наш посыл таков: нельзя допустить, чтобы программа «Доступная среда», которой пристальное внимание уделяет лидер ОНФ, президент Владимир Путин, дискредитировалась неумелыми или намеренно неприемлемыми действиями, в результате которых ограничивается доступ инвалидов к средствам реабилитации, неэффективно расходуются бюджетные средства», – заключил Лысенко.

В ближайшее время ОНФ совместно с Всероссийским обществом инвалидов и Союзом добровольцев России проведет в регионах рейд по контролю за организацией и проведением госзакупок ТСР и изучению общественного мнения инвалидов о существующей системе обеспечения средствами реабилитации и качестве этих изделий. Его результаты будут вынесены на заседание рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» для обсуждения с ответственными за это направление министерствами и ведомствами.

ОНФ: Фонд социального страхования не должен «химичить» на закупках товаров для инвалидов

Опубликовано: 16:14 / 17.09.2014
ОНФ: Фонд социального страхования не должен «химичить» на закупках товаров для инвалидов

Активисты ОНФ намерены разобраться в странных закупках технических средств реабилитации для инвалидов Фонда социального страхования (ФСС). Подразделения Фонда проводят многомиллионные конкурсы, которые, по оценкам экспертов ОНФ, не соответствуют национальным интересам и прямо противоречат российскому законодательству.

В сентябре этого года Краснодарское региональное отделение ФСС провело два тендера на поставку памперсов и абсорбирующего белья для инвалидов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов на общую сумму около 133 млн руб. Тендеры разыграли две компании – ООО «Радуга» (92,8 млн руб.) и ООО «Форпост» (40 млн руб.) при минимальном снижении цены. Произошло это потому, что семь компаний, готовых предложить более конкурентные условия, по формальным причинам не были допущены к торгам. К тому же в техзадании заказчик установил слишком жесткие требования к исполнителю, ограничивающие конкуренцию.

По условиям конкурса исполнитель в течение семи дней должен был разместить 80% закупленной продукции в складских помещениях, два из которых непременно должны располагаться в Краснодарском крае (а именно в Краснодаре и Армавире). К самой продукции заказчик также предъявил очень конкретные требования, которым, по мнению экспертов ОНФ, может соответствовать товар только двух фирм, причем иностранных, турецкой Paksel и европейской Tena.

«Базовые качества подгузников и абсорбирующего белья – это размер и впитываемость, которыми обладает продукция практически всех производителей, в том числе российских. В то время как наличие многочисленных застежек-липучек, обязательность их растяжения, специальных зон крепления, которые с максимальной точностью описываются в техзадании, не являются обязательными с медицинской точки зрения. Поэтому от указанных дополнительных свойств товара выигрывает кто угодно, но не потребитель и не бюджет», – комментирует научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко.

Однако главный вопрос, который возникает в связи с закупками: на каком основании Краснодарское отделение ФСС взяло на себя обязательство закупки технических средств реабилитации инвалидов всего ЮФО, и тем более Северо-Кавказского федерального округа, который был выведен из состава Южного еще в 2010 г.

Эксперты ОНФ не исключают, что такие подходы к закупочной деятельности Краснодарского регионального отделения ФСС могут осуществляться при поддержке ФСС РФ. Дело в том, что в конце прошлого года после многочисленных жалоб потенциальных поставщиков были отменены две закупки на приобретение абсорбирующего белья для инвалидов ЦФО и ПФО на сумму более 400 млн руб., размещенные самим Фондом социального страхования РФ. В мае 2014 г. Фонд снова пытался организовать аналогичные торги по ЦФО, ПФО и ЮФО с техническими заданиями, которые фактически исключали конкуренцию. Но эта попытка также была пресечена.

«После двух неудачных попыток закупка технических средств реабилитации для инвалидов стала осуществляться по региональному принципу, где заказчиками выступают не только региональные отделения ФСС, но и региональные органы власти. Остается открытым вопрос, почему Краснодарское отделение реализует стратегию, уже неоднократно признававшуюся нецелесообразной, и куда смотрит руководство Фонда», – констатирует Лысенко.

«Очевидно, что сотрудники ФСС тут сильно «химичат». По официальным данным Фонда, в прошлом году на закупку подгузников было выделено из бюджета более 5 млрд руб., в этом году потрачено уже 1,8 млрд руб. Деньги немалые, но почему они тратятся таким сомнительным способом? Я намерен обратиться в правоохранительные и надзорные органы с просьбой проверить законность этих тендеров Краснодарского ФСС, а в правительство – с просьбой оценить всю закупочную деятельность Фонда на соответствие национальным интересам. ФСС работает на российское правительство или на турецкое? Имеющаяся информация не дает, как мне кажется, четкого понимания этого вопроса», – заявил депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов.

 

После критики ОНФ в ФАС согласились, что Фонд соцстрахования ограничивает конкуренцию при закупках

Опубликовано: 18:44 / 05.11.2014
После критики ОНФ в ФАС согласились, что Фонд соцстрахования ограничивает конкуренцию при закупках

После того как ОНФ раскритиковал закупки Фонда социального страхования, ФАС обязала свои территориальные подразделения предотвращать тендеры, в которых заказчики объединяют в один лот разнородные закупки технических средств реабилитации для инвалидов и таким образом ограничивают количество участников торгов, что создает условия для удорожания товаров и услуг. Об этом же ФАС просит глав субъектов РФ. Письмо регионам с соответствующими разъяснениями Федеральная антимонопольная служба разместила на своем официальном сайте.

ФАС проанализировала закупочную деятельность региональных отделений ФСС и других уполномоченных на приобретение технических средств реабилитации (ТСР) для инвалидов органов власти субъектов РФ с 2012 по 2014 г. За этот период обнаружено более 100 тендеров, в которых в один лот объединены разнородные виды технических средств реабилитации (ТСР) для инвалидов – одновременно большими партиями закупались протезы, ортопедические аппараты, корсеты, бандажи и другие изделия. В письме ФАС подчеркивается, что эти товары не являются взаимозаменяемыми, их медицинское назначение и функциональные характеристики сильно отличаются друг от друга, поэтому они не должны объединяться в один лот.

Так, Кировское отделение ФСС разместило в 2012 г. тендер на сумму 12 млн 550 тыс. руб. на приобретение одним лотом бандажей, корсетов, комплектов для протезирования и других товаров. Хабаровское региональное отделение ФСС в 2013 г. на 6 млн 104 тыс. руб. приобрело в едином лоте корсеты, бандажи, комплекты для протезирования женщин после мастэктомии. Оренбургское региональное отделение ФСС в 2014 г. разместило закупку партии бандажей, корсетов, сидений, подколенников на сумму 7 млн 450 тыс. руб.

ФАС констатирует, что объединение в один лот функционально и технологически не связанных между собой средств реабилитации приводит к ограничению количества потенциальных исполнителей заказа, сужает возможности малого и среднего бизнеса, препятствует экономии бюджетных средств. В письме говорится о необходимости выделять закупку протезов, бандажей, корсетов, ортопедических аппаратов и других медицинских средств реабилитации в отдельные лоты.

Ранее на закупки ФСС обратили внимание эксперты ОНФ. В сентябре Краснодарским региональным отделением Фонда были разыграны два тендера на поставки подгузников и адсорбирующего белья для инвалидов ЮФО и СКФО на общую сумму около 133 млн руб. Заказчик установил слишком жесткие требования к исполнителю, ограничивающие конкуренцию. Кроме того, поставка продукции требовалась сразу для двух федеральных округов, что также ограничило конкуренцию. Тендеры при минимальном снижении цены разыграли два участника, поставляющие преимущественно импортную продукцию, – ООО «Радуга» (92,8 млн руб.) и ООО «Форпост» (40 млн руб.). Семь других компаний по формальным причинам не были допущены к торгам. Депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов направил обращения в ФАС, Генпрокуратуру и правительство с просьбой оценить законность проведения данных торгов и соответствие закупок национальным интересам государства.

«Мы не раз указывали на то, что ФСС ограничивает конкуренцию на рынке средств реабилитации для инвалидов, в том числе путем укрупнения лотов. Ограничение конкуренции препятствуют развитию этого рынка – количество поставщиков уменьшается, сужаются возможности выбора более качественного товара для инвалидов. При этом цены растут, а значит, расточительно расходуются бюджетные средства. Хорошо, что в Федеральной антимонопольной службе это осознали и дали распоряжение своим территориальным структурам пресекать проведение тендеров одним лотом с разнородными товарами. Важно, чтобы это не осталось благим пожеланием. Мы рассчитываем, что ФАС будет держать деятельность в регионах в этом направлении под особым контролем. Со своей стороны эксперты ОНФ будут продолжать отслеживать закупки для инвалидов. Совместными усилиями необходимо обеспечить в регионах полноценную конкуренцию при госзакупках ТСР для инвалидов, которая воспрепятствует искусственному удорожанию медицинских товаров и услуг», – отметил научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко.

 

Гетта: Расширение доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам благоприятно отразится на бизнес-климате

Опубликовано: 19:05 / 11.12.2014

Постановление правительства РФ о расширении доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний благоприятно отразится на бизнес-климате в стране, а также явится шагом навстречу унификации правил закупочных законодательств.  Об этом корреспонденту ONF.RU сообщил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Премьер-министр РФ подписал правительственное постановление «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающее дифференциацию закупок в зависимости от цены контракта, годовой выручки юридических лиц. Об этом сообщает РИА Новости. Таким образом, правительство расширило доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний.

Напомним, что президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию поручил правительству принять решения, расширяющие доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний. 

Ранее сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов заявил о необходимости для госкомпаний осуществлять закупки у малого и среднего бизнеса. В частности, он отметил, что введение гарантий госзаказа для предпринимателей повлияет на совершенствование законодательства в системе госзакупок, а также позволит эффективнее расходовать бюджетные средства, поскольку повысит конкуренцию в этой сфере.

«Этого постановления субъекты малого и среднего предпринимательства ждут, как давно обещанного подарка, – сказал Бречалов. – Введение обязательной доли госзаказа должно стимулировать развитие малого бизнеса, пострадавшего от двукратного повышения соцвзносов в 2013 г. Тогда, напомню, прекратили свою деятельность около 1 млн предпринимателей, в том числе из-за повышения соцвзносов, впоследствии отмененного по настоянию ОНФ».

По мнению Гетты, постановление кабмина поможет развитию субъектов малого и среднего предпринимательства: «Мы очень ждали введения подобного регулирования. Безусловно, предоставление квот в закупках госкомпаний – это шаг не только в сторону поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а еще и навстречу унификации правил закупочных законодательств. В Законе о контрактной системе изначально предусмотрена минимальная (в 15%) доля для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако в отличие от госзаказчиков в нынешнем постановлении предусмотрена дифференциация закупок в зависимости от цены контракта и годовой выручки. Несомненно, это открывает доступ к миллиардам рублей для малого и среднего бизнеса, что благоприятно отразится на бизнес-климате в стране».

Он также подчеркнул, что осуществление закупочных процессов по 223-ФЗ вызывает множество вопросов, поэтому эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» обязательно дадут оценку исполнения принятых норм и будут поддерживать инициативы стандартизации закупок госкомпаний по аналогии с Федеральной контрактной системой.